Сайт существует
|
Развитие мелкой моторикиПальчиковая гимнастика. Ее роль в развитии речи ребенка В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. 3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. 4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. 8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. 9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму. 10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым. Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики. - Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. - Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. - Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит; 2) взрослый выполняет движения руками ребенка; 3) ребенок выполняет движения своими руками. - Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. - Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. - При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. - Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. - Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь. - Занятия проводятся ежедневно около 5 минут. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми. - Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. - Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Желаю Вам удачи! |
Найти
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||